воскресенье, 13 сентября 2015 г.

Газета «Советская Россия», 3 июля 1983

рубрика «По вашей просьбе» 

С помощью старых друзей

 

 П. Бондаровский


   «Прочитал статью «Один из той четверки» о Джордже Харрисоне. Хотелось бы, чтобы «Советская Россия» рассказала и о других участниках ансамбля «Битлз» – именно о людях, а не о «звездах», и, прежде всего о Ринго Старре.
   Д. Костерин,
   Иваново».
   
Об этом исполнителе просят написать и другие читатели.


  


Летом 1971 года ему показалось, что почва уходит из-под ног. Группы «Битлз» больше нет. Джон Леннон, с которым Ринго много и плодотворно работал в последние месяцы, переселился в Америку. Маккартни и Харрисон утверждают себя как музыканты-солисты. Их примеру пытался было следовать и Ринго Старр. Весной 1970 года он выпустил первый сольный диск “Сентиментальное путешествие”, где собрал старомодные песенки, слышанные еще в детстве. Пластинку ругали. Другой альбом (“Поклонники блюза”), записанный через полгода, несмотря на положительные отзывы прессы, все же утвердил Ринго во мнении: он идет неверным путем.
   Совсем иначе сложилось тогда его недолгое сотрудничество с Джоном Ленноном в ансамбле «Плэстик Оно Бэнд». Рядом с отчаянным и бескомпромиссным другом Старр чувствовал себя на переднем крае. Антивоенный фестиваль в Торонто, где тысячи голосов подхватили, как гимн: «Дадим миру шанс!». Осенью 1970-го – запись неслыханных в Британии по откровенности и силе песен-призывов Леннона «Герой рабочего класса», «Так держать!», а весной 1971-го – «Власть – народу!». Встревоженные реакционеры в буквальном смысле выжили их автора из страны. Ринго остался в Англии, но не ушел в сторону. В одном из интервью он заявил, что разделяет взгляды Джона, что ему «нравятся песни Леннона и вообще нравится все, что он делает». Под «всем» подразумевались митинги, демонстрации, кампании протеста.
  
Его тяга к социальной активности обусловлена не только влиянием Леннона. Ринго Старр (Ричард Старки) вырос в бедной семье ливерпульского рабочего-пекаря. Он с детства испытал на себе несправедливость и жестокость, царившие в окружающем обществе. Тяжелые болезни на долгие месяцы и даже годы приковывали его к постели, мешая учебе в школе, на репетитора же не было средств. В пятнадцать лет без какого-либо систематического образования он едва сумел наняться на железнодорожный паром, курсировавший между Ливерпулем и Уэльсом. Это была изнурительная работа за половину платы, полагавшейся взрослым. Но именно тогда укрепились в нем честность и трудолюбие, верность дружбе.
   «Мы, вероятнее всего, не имели бы такого же успеха без Ринго», – сказал о нем уже после распада ансамбля Джон Леннон. Однако в «солидной» британской прессе проскальзывает и другое мнение: «посредственность», «заурядность, которой просто повезло...».
   Что и говорить, пристрастным критикам было за что уцепиться. Пока существовала группа «Битлз», Ринго Старр сам написал всего две заметные песни, да и то одну из них, «В саду у осьминога» (1969), с помощью Джорджа Харрисона. Его игра действительно не являлась яркой, хотя, без сомнения, можно говорить о своеобразии, «узнаваемости» стиля Ринго. В вокальном отношении он, как справедливо пишут, «не Карузо», и для его не очень широкого диапазона Леннон и Маккартни обычно писали специальные песни.
  
Но не только этим вызваны нелестные характеристики, а то и откровенная антипатия официальной прессы. В мире стереотипных «звезд» шоу-бизнеса Ринго Старр был и остается скромным тружеником. Он предпочел прямой и честный путь артиста той дорожке, которую протоптали эстрадные идолы от сцены в напыщенный и самодовольный «театр марионеток». Ринго не считает себя знатоком в политике, но в свое время отказался поехать во Вьетнам развлекать американских солдат. Позднее в резкой, обличительной форме отверг приглашение на гастроли в ЮАР. 1 августа 1971 года в нью-йоркском «Мэдисон сквер-гардене» Ринго вместе с Джорджем Харрисоном, Бобом Диланом, Эриком Клэптоном, Билли Престоном и другими знаменитыми музыкантами участвовал в прогремевшем на весь мир концерте, сборы от которого были направлены в фонд помощи борцам за свободу и независимость Республики Бангладеш.
   Лучшей пластинкой Старра можно назвать вышедший осенью 1973 года альбом “Ринго”. Это была его давняя мечта – собрать в студии звукозаписи своих друзей по ансамблю «Битлз». На этот раз все они откликнулись на его предложение и снова, по старой памяти, сочинили специально для Ринго несколько песен.
   С этого времени Ринго Старр почти ежегодно записывает новый альбом. Это нелегко, и не только в чисто творческом отношении. За каждой пластинкой – драматическая, изматывающая борьба с «гангстерами» шоу-бизнеса, предпринимателями-прилипалами. («Чтобы подписать договорный документ, достаточно пары минут, но потом долгие годы уходят на то, чтобы выбраться из сетей, которые тебе расставляют», – говорил музыкант).
  
Ринго не бизнесмен и никогда им не был. В 1971-м он переживал только разлуку с друзьями и теперь по-настоящему счастлив в те дни, когда работает с ними в студии над очередным альбомом, счастлив, что круг друзей растет. Он «не Карузо», но благодаря ему на одной пластинке, в одной песне встречаются и сливаются в оригинальный, неожиданный ансамбль музыканты разных направлений и пристрастий, а порой и разных стран, создавая по крупицам характерный «стиль Ринго».
   После трагической гибели Леннона Ринго Старр стал еще теснее сотрудничать с Джорджем Харрисоном, а вышедший в прошлом году новый альбом Маккартни свидетельствует и о растущих творческих контрактах Ринго с Полом. Он по-прежнему скромен и прост, по-прежнему полон идей, которые воплощает с помощью старых друзей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий